среда, 25 марта 2009 г.

Фэнтези ли трилогия Ф.Пулмана "Тёмные начала"?

Оригинальный пост
http://community.livejournal.com/chto_chitat/4836298.html


Известно, что Ф.Пулман создал бестселлер - трилогию "Темные начала", состоящую из романов: Янтарный телескоп, Чудесный нож, Золотой компас.

В аннотации романов написано: удивительная сказка для детей и взрослых, которая начинается с обещаний, а заканчивается целой Вселенной (тем не менее, трилогия стоит на полках с фэнтези).

Прочитав Пулмана, я подумала: Какая прелесть! И герои, и сюжет, и литературный стиль, и возможности жанра, в котором романы написаны. Это же новое слово в литературе! Совокупность фантастики, сказки, философии, драмы! Не буду говорить о том, что такой посыл мощный стимул к творчеству, что сама написала роман, и, представив его в издательство, услышала: Всё хорошо, но это не в жанре фэнтези. Фэнтези это особый мир, карты, амулеты, рыцари, мечи.. Далее (спасибо редактору) я услышала лекцию о героическом, славянском, историческом, тёмном, постмодернистском и т.д. фэнтези.

Нахожу интервью с Пулманом, и что я вижу!

Вы писали "Тёмные начала" в жанре фэнтези?

-Нет. Я хотел написать реалистическую книгу. Я не думаю, что жанры - это объективная классификация текстов. Всё это очень надуманно. Есть настоящая проблема в том, что если к книге приложили жанровый ярлык, её читают только те люди, которые любят этот жанр. Особенно это касается фэнтези. Но я писал не для любителей фэнтези. Я, скорее, писал для людей, которые обычно не читают фэнтези и думают, что фэнтези - это дрянь. Я сам не люблю фэнтези. Но этот жанр дает необыкновенную свободу. И он привлек меня как ав тора тем, что позволяет сказать что-то правдивое и важное о человеческой природе.

Вы писали "Тёмные начала" для детей?

-Я не понимаю, как можно писать книгу для какой-то конкретной аудитории. Это условная маркировка текста - такой же ярлык, как жанр, как фэнтези - не фэнтези. Ярлыки ограничивают аудиторию, а не расширяют. Когда я думаю о своих читателях, я представляю себе взрослых, детей, мужчин, женщин, людей всех возрастов и видов - лишь бы они умели читать.

Автор ответил двузначно: Есть настоящая проблема в том, что если к книге приложили жанровый ярлык, её читают только те люди, которые любят этот жанр. Особенно это касается фэнтези и "Я сам не люблю фэнтези. Но этот жанр дает необыкнов енную свободу."

Три вопроса к сообщникам:

1) К какому жанру отнесли бы романы Пулмана, будь он российским писателем?
2) К какому же жанру относит свои романы сам Пулман?
3) Есть ли среди наших писателей те, кто обошёл строгие каноны жанра фэнтези, принятые в российских издательствах, и выпустил романы, где мирно сосуществуют фантастика, сказка и реальность?

* Честно говоря, про рыцарей, троллей и иже с ними все начитались!



Из френдленточки
Cowboy Junkies - Whites Off Earth Now (1986)

Комментариев нет: